После того как мир открыл антибиотики они стали неотъемлемой частью любой методики лечения бактериальных инфекционных заболеваний. Противоинфекционные средства начали восприниматься как «чудодейственная пилюля» от всех болезней и назначались даже при самых незначительных признаках инфекции. Применение препаратов без особой нужны привело к тому, что бактерии начали адаптироваться к лекарствам.
На смену «обычному» роду микробов пришли супербактерии, против которых бессильны любые антибиотики, известные человечеству.Бактериолог Александр Флеминг в свое время предупреждал, что не стоит использовать пенициллин, пока заболевание не будет диагностировано, а если антибиотик все-таки необходим, то нельзя использовать пенициллин в течение короткого времени и в совсем малых количествах, поскольку при этих условиях у бактерий развивается устойчивость к антибиотикам. Приобретать «иммунитет» к этому классу лекарств бактерии могут несколькими путями.
У некоторых бактерий устойчивость к лекарствам заложена изначально. Если из миллиона бактерий резистентностью будут обладать 8 бактерий, большинство микробов убьет антибиотик, а с оставшимися, устойчивыми видами справится иммуная система организма. В случае, когда природная защита не срабатывает, бактерии начинают размножатся, порождая устойчивое к лекарствам потомство. Такой механизм распространения супербактерий характерен для клиник, специализирующихся на сложных заболеваниях, где используется последнее поколение антибиотиков.
В Европе и США в результате устойчивости к медикаментам каждый год умирает по меньшей мере 50 тыс. человек.
Бактерии могут обмениваться между собой полезными генами. При этом это могут быть совершенно далекие друг от друга группы бактерий. Решающим фактором являются приблизительно одинаковые экологические условия. Если обмен состоялся и бактерия была резистентной, то после контакта другая обретает устойчивость к лекарствам.
Свежие комментарии