В 1689 году на амстердамском канале Блумграхт существовал весьма необычный музей. Здесь хранились анатомические образцы человеческих тканей, причем в довольно своеобразной манере. Среди банок забальзамированных образцов было несколько поразительных диорам. Скелеты младенцев, украшенные патологически удивительными орнаментами, скрипки из человеческих костей и тому подобные произведения искусства.
Полюбоваться на странный музей собиралась вся Европа, ведь создал его не обычный художник, а великий анатом Фредерик Рюйш.-
Заспиртованная магия
Недостатка в посетителях у музея не было. Люди из средних слоев, не отличавшиеся широким кругозором и образованием, видели в искусстве Рюйша настоящую магию. На полвека раньше ученого наверняка бы просто сожгли за его необъяснимое искусство сохранять части мертвых тел в изумительном состоянии. «Они в этом спирте настолько свежи, — писал современник о рюйшевской коллекции детских головок, — что совсем как живые. Некоторые смотрят такими живыми глазами, словно ничто не нарушило их взгляда, хотя стоят уже несколько лет. У других едва не брызжет живая кровь; где отнята голова, там кожица с телом кажется только вчера отрезанной. В других склянках хранятся руки и ноги, на которых еще видны вены через кожу».
-
Эстет, художник, анатом
Фредерик Рюйш изучал медицину в знаменитом Лейденском университете. На последнем курсе он крайне заинтересовался препарированием анатомических материалов: гениальный юноша видел в своем занятии ключ к пониманию человеческого тела. На своем нелегком, мрачном поприще медик достиг небывалых доселе успехов.
-
Рюйшевское искусство
Анатом развил свой собственный способ препарирования, настолько эстетичный и выверенный, что современники прозвали его рюйшевским искусством. Медик тончайшими инъекциями вводил в кровеносные сосуды специальный окрашивающий состав и микроскопические ответвления сосудистой системы оказывались хорошо различимы. Никто в мире больше не мог провести такую тонкую операцию.
Свежие комментарии